Проект Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ладушки» (МАДОУ № 1) УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДЕНО: Начальник Отдела образования Администрации ГО Карпинск Заведующий МАДОУ № 1 ______________________ В. В. Грек __________________________ А. Е. Есина « «___»____________________ 20____ »__________________ 20___ ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № ______ «___»____________________ 20___ Программа развития Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 «Ладушки» Карпинск 2022 Паспорт программы развития Полное наименование организации Документы, послужившие основанием для разработки программы развития Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Ладушки» 1. Федеральный закон «Об образовании Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. в Российской 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). 3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р. 4. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р. 5. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (п.4.4. паспорта национального проекта «Образование», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16). 6. Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности"». 7. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373. Сведения о разработчиках Ответственные: Есина Анастасия Евгеньевна, заведующий МАДОУ детский сад № 1 «Ладушки» Запечня Ольга Вадимовна, зам. зав. по ВМР Рабочая группа в составе, утвержденном приказом МАДОУ № 1 от 01.11.2021 Цели программы развития 1. 1. Повышение качества образовательных услуг в организации, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Обеспечение разнообразия и доступности дополнительного образования с учётом потребностей и возможностей детей. 2 3. Модернизация материально-технической базы организации, цифровизация образовательной деятельности 4. Повышение безопасности, в том числе усиление антитеррористической защищенности объектов организации Комплексные задачи программы развития 1. Обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного образования и начального образования. 2. Внедрение дистанционных образовательных технологий и элементов электронного обучения для детей от 5 лет. 3. Цифровизация системы управления образовательной организацией, в том числе документооборота. 4. Создание открытой и доступной системы дополнительного образования для развития детских способностей. 5. Обеспечение эффективного, результативного функционирования и постоянного роста профессиональной компетентности стабильного коллектива в соответствии с требованиями ФГОС ДО. 6. Модернизация развивающей предметно-пространственной среды и материально-технической базы организации. 7. Повышения безопасности в организации в отношении детей и работников, посетителей. 8. Создание условий для полноценного сотрудничества с социальными партнерами для разностороннего развития детей. Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей 4. Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. 5. Совершенствование системы охраны труда. 6. Усиление антитеррористической защищенности организации. Период реализации программы развития С 2022 года по 2025 год – 4 года Порядок финансирования программы развития Средства субсидии на муниципальное задание. Целевые субсидии. Средства от приносящей доход деятельности Целевые индикаторы и Удовлетворенность показатели успешности 90 % участников образовательных 3 реализации программы отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. Высокие показатели воспитанников. физического, психического здоровья Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии. Обучение педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ. Прирост финансирования организации на дополнительных платных образовательных услуг. за счет Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности. Обновление материально-технической базы на 40 %. Отсутствие несчастных случаев с работниками и детьми, происшествий на территории организации Ожидаемые результаты Высокая конкурентоспособность детского сада реализации программы образовательных услуг, обеспечение равных возможностей дошкольников. на рынке стартовых В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей и их родителей. Высокий процент выпускников организации, прошедших адаптацию в первом классе школы. успешно Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных 4 мероприятиях. Организация получает меньше замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности Контроль реализации программы развития Организация осуществляет мониторинг эффективности реализации программы развития. Отчетная дата – сентябрь каждого года. По итогам ежегодного мониторинга ответственный работник составляет аналитический отчет о результатах реализации программы развития. Ответственный назначается приказом заведующего МАДОУ № 1. Корректировку программы развития осуществляет заведующий МАДОУ № 1 Информационная справка об организации Сведения об организации. МАДОУ детский сад № 1 «Ладушки» города Карпинска (далее - детский сад, организация) создан в 1976 году; учредитель - Отдел образования администрации городского округа Карпинск. Детский сад расположен в 1-м отдельно стоящем здании. Имеется собственная территория для прогулок, 6 обустроенных прогулочных площадок, игровое и спортивное оборудование, озеленение детского сада соответствует нормативам. Материально-техническая база организации. Имеется: кабинет заведующего, медицинский кабинет, методический кабинет, кабинет заведующего хозяйством, пищеблок, 6 групповых ячеек, музыкальный зал, прачечная, подсобные кладовые. Режим работы организации: с 7.00 до 17.30. Выходные дни: суббота, воскресенье, праздничные дни. Сведения о воспитанниках. В настоящее время в организации функционирует 6 группвоспитанников, из них: 1 группа раннего возраста (1-2 года); 1 группа раннего возраста (2-3 года); 1 группа младшего возраста (3-4 года) 1 группа среднего возраста (4-5 лет); 1 группа старшего возраста (5-6 лет); 1 подготовительная к школе группа (6-7 лет); 5 Характеристика семей воспитанников по составу Состав семьи Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Полная 76 77% Неполная с матерью 18 20% Неполная с отцом - - Оформлено опекунство 3 3% Характеристика семей воспитанников по количеству детей Количество детей в семье Количество семей Процент от общего количества семей воспитанников Один ребенок 23 28% Два ребенка 39 38% Три ребенка и более 28 34% Характеристика окружающего социума. Ближайшее окружение детского сада: МАОУ СОШ № 5 МАУ ДО СТИЭ "КОНЖАК" Муниципальное бюджетное учреждение «Карпинский краеведческий музей»; Сотрудничество с МАУ ДО СТИЭ "КОНЖАК" позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуальнодифференцированный подход к развитию детей (через посещение воспитанниками различных кружков); удовлетворить потребность детей в двигательной активности. Специалисты ГАУЗ ЦГБ обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников детского сада, проводят мониторинг уровня здоровья детей, лечебно-профилактические мероприятия с детьми, консультации для родителей. Взаимодействие с МАОУ СОШ № 5, обеспечивает преемственность дошкольного и начального школьного образования; отслеживание итогов адаптационного периода, успеваемости первоклассников. Совместно МБУ «Карпинская централизованная библиотечная система» детский сад проводит литературные и культурно-познавательные мероприятия, совместную работу по формированию у детей культуры чтения интереса к художественной литературе. МБУ «Карпинский краеведческий музей» организует обзорные и тематические экскурсии; выставки, мастер-классы и другие мероприятия. 6 Организационно-педагогические педагогов. условия организации, характеристика Общее количество педагогических работников – 13 человек (заведующий детским садом, заместитель заведующего по ВМР, 9 воспитателей, 1 музыкальный руководитель, 1 инструктор по физической культуре). Работник с медицинским образованием – 1 человек. Укомплектованность кадрами: воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Сведения о работниках Образование, кол-во работников Высшее – 5 чел. Среднее специальное – 8 чел Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Высшая – 2 чел. Первая – 2 чел. Соответствие занимаемой должности – 6 чел. Без категории – 3 чел. Стаж работы, колво работников До 5 лет – 0 чел. 5 – 10 лет – 3 чел. 10-15 лет – 3 чел. Свыше 15 лет – 7 чел. Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального и регионального уровня. В апреле 2021 года - участие в XXII Всероссийской научнопрактической конференции «Патриотическое воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы». 11 ноября 2021г. в МАДОУ №1 «Ладушки» в подготовительной к школе группе «Дружные ребята» был проведен Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Живая и неживая природа». 12 ноября 2020г. в старшей группе прошел Всероссийский урок «Эколята – молодые защитники природы» по теме «Как помочь птицам». Воспитанники Детского сада принимали участие в городских соревнованиях и фестивалях: XIV региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» - 1 место, «GreenTeam» 2 место команда «Эколята». В экологическом конкурсе кормушек «Столовая для птиц» в рамках акции «Накорми птиц зимой», «Друзья-соперники», лыжные соревнования на приз «Снеговика», первенство по пионерболу «Летающий мяч», турнир по мини-футболу «Колобок», «Веселые старты», фестиваль спортивного танца «Фитнесинка», «Подарок для Деда Мороза», «Христос рождается – славите», «Пасха Красная», «День Победы», «Великий май, победный май!». Также дети участвовали в интернет конкурсах: во Всероссийском конкурсе «Животный мир» - 1 место, «У Железных Правил нет исключений», всероссийский конкурс «Дорожная азбука для дошколят» - 1 место. Основания для разработки программы развития Перед началом разработки программы рабочая группа проанализировала: 7 результативность реализации программы развития детского сада на 20192021; потенциал развития детского сада на основе SWOT–анализа возможностей и проблем образовательной организации; возможные варианты развития. Основания для разработки программы развития детского сада по итогам SWOTанализа Оценка актуального состояния внутреннего потенциала Оценка перспектив развития с учетом изменения внешних факторов Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Риски Высокий профессиональный уровень педагогических кадров Наличие молодых специалистов без опыта работы или с маленьким опытом работы. Отсутствие необходимого опыта педагогов в инновационной, цифровой, деятельности. Оптимизация системы наставничества. Повышение квалификации на курсах (краткосрочных, переподготовки). Активное участие в конкурсном движении на всех уровнях. Большие интеллектуальные и энергетические затраты. Недостаточное стимулирование педагогов к развитию, внедрению новых технологий Использование инновационных подходов к организации методической работы Преобладание в коллективе педагогов традиционных подходов к образовательному процессу Востребованность среди родителей услуг дополнительного образования Формализованный подход органов власти в сфере цифровизации и внедрения инноваций без учета потребностей и реальных возможностей конкретного детского сада У части педагогов преобладают традиционные с подходы к концепции построения оздоровительных мероприятий. Применение инновационного подхода к вопросам оздоровления всеми педагогами. Пропаганда здорового образа жизни среди родителей. Отсутствие у части родителей потребности в здоровом образе жизни. Непонимание родителями важности соблюдения режима и организации физического Сложившаяся система оздоровительных мероприятий детьмив ДОУ. 8 развития детей в домашних условиях. Накопленный практический опыт образовательной и оздоровительной деятельности Недостаточно опыта работы в области маркетинга Удовлетворенность родителей работой детского сада. В связи с большим количеством инноваций в области дошкольного образования есть риск не довести до результата выбранные направления развития Использование парциальных и вариативных программ в зависимости от интеллектуальных возможностей детей и педагогов. Отсутствие программ по работе с одаренными детьми. Работа в рамках экспериментальной и инновационной деятельности. Отсутствие у некоторых педагогов мотивации к профессиональному совершенствованию. Месторасположение детского сада. Внедрение в педагогический процесс ДОУ: Программ дополнительного образования. Системы приобщения детей к истокам культуры и истории родного края Недостаток творческой инициативы родителей, педагогов в различных направлениях совместной деятельности. Разработка и внедрение новых программ дополнительного образования. Недостаток свободных помещений в ДОУ для реализации программ дополнительного образования. Основные направления развития организации 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды. Совершенствование образовательной и воспитательной деятельности детского сада через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостноеразвитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников детского сада требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ. 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия в соответствии с законодательством РФ. Корректировка ООП ДО на основе ВСОКО в соответствии с потребностями воспитанников. Формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного 9 пространства. Использование в образовательной деятельности современных развивающих технологий – изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов. Индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности: введение в практику работы по формированию портфолио дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников, в том числе с учетом рекомендаций психолого-педагогического консилиума детского сада. Выявление и формирование приоритетных направлений воспитательной работы в группах в соответствии с рабочими программами воспитания и календарными планами воспитательной работы детского сада. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг для детей и их родителей. Участие в реализации ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности» до 2025 года (распоряжение Минпросвещения от 21.06.2021 № Р-126). 4. Введение новых образовательных программ дополнительного образования трёх направленностей: физкультурно-спортивной, социальногуманитарной и художественной. Направленность Физкультурноспортивная Название образовательной программы Фитбол Социально-гуманитарная Английский язык Художественная 5. Вокал Возраст воспитанников 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 - - - + + - - - + + - - + + + Цифровизация рабочих и образовательных процессов в организации. Создать цифровую образовательную среду, включающую минимум три компонента: электронный образовательный контент; инфраструктуру электронных средств обучения – интерактивные доски, сенсорные экраны, компьютеры, телевизоры, программы, камеры; информационные системы и технологии – образовательные платформы, ресурсы для онлайн-взаимодействия и др. Внедрить электронный документооборот. 6. Совершенствование системы охраны труда. Внедрение новых мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Актуализировать локальные нормативные акты детского сада в сфере охраны труда. Разработать, утвердить и планомерно осуществлять мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе: проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней проводить специальную оценку условий труда, оценку уровней профессиональных рисков; модернизировать оборудование и технологические процессы на рабочих местах с целью снижения содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, 10 механических колебаний и излучений; обустроить новые или реконструировать имеющиеся места отдыха, психологической разгрузки, обогрева работников, укрытий от солнечных лучейи атмосферных осадков при работах на открытом воздухе. 7. Усиление антитеррористической защищенности организации. Провести оценку качества и достаточности организационных мероприятий, практической готовности и обеспечения объекта техническими средствами. Разработать комплексный план мероприятий по усилению антитеррористической безопасности, интегрировать его с антикризисным планом организации. Мероприятия по реализации программы развития № Мероприятие п/п Ответственный Срок Результат Выполнение 1. Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды 1 Проведение Заведующий комплексной оценки качества Зам.зав. по ВМР образовательной деятельности в детском саду Первое Анкетирование полугодие родителей и 2022 педагогов Подбор диагностических материалов, позволяющих контролировать уровень развития детей, качество деятельности педагогов и специалистов 2 Совершенствование Зам.зав. по ВМР образовательной программы Ежегодно Корректировка ООП июль - ДО и ее компонентов август 3 Обновление предметноразвивающей среды, способствующей реализации программы развития Заведующий, завхоз ежегодно согласно графику Закупка и установка нового образовательного оборудования, материалов и инвентаря для развития детей 4 Оснащение образовательного процесса дополнительного образования дидактическими Заведующий, ежегодно согласно графику Закупка и установка образовательного оборудования, для развития дополнительного образования детей. Завхоз 11 пособиями соответствии направлениями инновационной деятельности в 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материально-технические условия 1 Мониторинг и Зам.зав. по ВМР анализ развития детей в новой предметноразвивающей среде Второе Оформление полугодие аналитической 2023 справки 2 Проведение Заведующий пед.совета с целью создания нового Зам.зав. по ВМР проекта ООП ДО, адаптированного под новую среду и потребности воспитанников Октябрь 2023 Протокол заседания пед.совета 3 Создание карт Зам.зав. по ВМР наблюдений за коммуникативными способностями воспитанников в групповых формах работы Октябрь 2023 Карты наблюдения 4 Создание карт Зам.зав. по ВМР оценки проектноисследовательских работ воспитанников Ноябрь 2023 Карты оценки 4 Составление Зам.зав. по ВМР индивидуальных планов повышения квалификации работников ДОУ. Ежегодно Индивидуальные январь - планы февраль 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг 1 Анализ востребованности дополнительного образования Зам.зав. по ВМР ЯнварьАнкетирование март 2022 опрос родителей 2 Проведение Зам.зав. по ВМР Март и Протокол заседания 12 педсовета с целью определения, программ дополнительного образования 2022 3 Разработка программ дополнительного образования Зам.зав. по ВМР Март Педагог апрель дополнительного 2022 образования 4 Проведение Заведующий мониторинга для определения Зам.зав. по ВМР возможности участия детского сада в реализации госпрограмм Июнь август 2022 пед.совета - Образовательные программы по открываемым направлениям дополнительного образования – Аналитическая справка по результатам мониторинга 4. Цифровизации образовательного процесса 1 Анализ доступных Зам.зав. по ВМР образовательных платформ май 2022 2 Проведение Зам.зав. по ВМР заседания педагогического Заведующий совета на тему использования образовательных платформ в ДОУ. Май 2022 Протокол заседания педсовета 3 Закупка оборудования 2023 г. Договор поставки и согласно акт приема-передачи графику товара Заведующий, Завхоз Зам.зав. по ВМР Оформление аналитической справки 4 Повышение квалификации педагогов 7 Разработка анкет Зам.зав. по ВМР для отслеживания удовлетворённости участников процесса дополнительным образованием в апрель 2023 8 Мониторинг качества Май 2023 Проведение анкетирования, Зам.зав. по ВМР В течение Обучены 2022-2023 педагогов годов Анкеты педагогов родителей 50% для и 13 образовательных услуг с использованием ЭО и ДОТ 9 Поддержание сайта Зам.зав. по ВМР образовательной организации обработка результатов, коррективы образовательного процесса В течении Сайт соответствует года законодательству и содержит актуальные документы 5. Совершенствование системы охраны труда 1 Проанализировать Заведующий Первое Оформление локальные Уполномоченный полугодие аналитической нормативные акты по ОТ 2022 справки детского сада на внесение изменений в сфере охраны труда 2 Проведение Заведующий Ноябрь совещания с целью Уполномоченный 2022 планирования по ОТ развития системы охраны труда в детском саду 3 Разработка Заведующий Ежегодно Проект мероприятий мероприятий по Уполномоченный в ноябре по улучшению улучшению по ОТ условий и охраны условий и охраны труда труда Протокол 6. Усиление антитеррористической защищенности организации 1 3 Определение Заведующий основных положений завхоз проведения в детском саду работы по АТЗ, схемы управления, состава комиссий по внутренним проверкам, способовконтроля Первое Приказы полугодие 2022 Локальные нормативные детского сада Разработка плана завхоз проведения учений и тренировок по АТЗ Ежегодно Утвержденные в феврале планы акты 14 Механизмы реализации программы развития 1. Заключение договоров о сетевой форме реализации образовательной программы с целью повышение качества образовательных, здоровьеформирующих и коррекционных услуг в учреждении, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 2. Модернизация и цифровизация управленческих и образовательных процессов, документооборота. 3. Проведение опросов и анкетирований для оценки уровня удовлетворенности услугами детского сада, существующими в нем процессами. 4. Подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности детского сада. 5. Изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности. 6. Проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей. Ожидаемые результаты реализации программы развития 1. Высокая конкурентоспособность детского сада на рынке образовательных услуг, обеспечение равных стартовых возможностей дошкольников. 2. В организации реализуются новые программы дополнительного образования для детей. 3. Высокий процент выпускников организации, успешно прошедших адаптацию в первом классе школы. 4. Внедрено и эффективно используются цифровые технологии в работе организации, в том числе документообороте, обучении и воспитании. 5. Создана современная комфортная развивающая предметнопространственная среда и обучающее пространство в соответствии с требованиями законодательства РФ. 6. Повысилась профессиональная компетентность педагогов, в том числе в области овладения инновационными образовательными и метапредметными технологиями за счет прохождения повышения квалификации и переподготовки работников, участия в региональных и федеральных профессиональных мероприятиях. 7. Организация не получает замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда и безопасности. Критерии и показатели оценки реализации программы развития Направления развития организации Развитие качественной и доступной образовательной и творческой среды Критерии и показатели оценки Соответствие предоставляемых услуг дошкольного образования критериям районной системы оценки качества дошкольного образования. 15 Удовлетворенность 90 % участников образовательных отношений качеством предоставляемых образовательных услуг. Обучение 40 % педагогов по программам для работы с детьми с ОВЗ 2. Разработка образовательных программ, в которых используются современные материальнотехнические условия Благоприятные показатели физического, психического здоровья воспитанников. Обновление материально-технической базы на 40 %. Положительная динамика результативности участия педагогов в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях инновационной направленности. 3. Повышение эффективности системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных образовательных услуг Удовлетворенность родителей и воспитанников услугами дополнительного образования на 80 %. 4. Цифровизации образовательного и управленческого процесса Рост числа работников, использующих дистанционные технологии, ИКТ, инновационные педагогические технологии 5. Совершенствование системы охраны труда Снижение несчастных случаев с работниками и детьми. Увеличение числа договоров о сотрудничестве, сетевой форме реализации образовательных программ с организациями округа и города научной, технической, инновационной, культурной, спортивной, художественной, творческой направленности Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере охраны труда 6. Усиление антитеррористической защищенности организации Отсутствие происшествий на территории организации. Отсутствие замечаний от органов надзора и контроля в сфере безопасности 16